С 1 сентября 2020 года откажутся от определения «обучающийся с ОВЗ»

Источник: 
bezgranitc.ru
16.01.2020

В законопроекте также предлагается редакция категории «обучающиеся с умственной отсталостью» на «обучающиеся с нарушениями интеллекта».   

Фото - www.asi.org.ru

На портале госуслуг РФ размещен проект закона, предлагающий заменить определение «обучающийся с ограниченными возможностями (ОВЗ)» на «обучающийся с особыми образовательными потребностями». Представленный для обсуждения документ нацелен на решение противоречий в части использования в правоприменительной практике понятий «инвалидность» и «ограниченные возможности здоровья», которые в российском законодательстве тождественными не являются.

В законопроекте также предлагается редакция категории «обучающиеся с умственной отсталостью» на «обучающиеся с нарушениями интеллекта».   

«Обучающийся с особыми образовательными потребностями»

В документе, в частности, поясняется, что инвалидность и ограничения по здоровью в российском законодательстве характеризуют лиц разных категорий. В частности, статус инвалида ребёнку присваивает бюро медико-социальной экспертизы на основании расстройств функций организма, которые приводят к ограничению жизнедеятельности. Что же касается статуса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, то его присваивает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) на основании имеющихся особых образовательных потребностей, вызванных различными нарушениями, которые препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий. Иными словами, категория «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» определена с точки зрения необходимости создания специальных условий для получения образования, а не с точки зрения ограничений по здоровью.  

В связи с данными обстоятельствами опубликованный проект закона предлагает указанную категорию обозначить по-иному – как «обучающийся с особыми образовательными потребностями».

Ребёнок-инвалид

Поскольку не каждый ребёнок-инвалид нуждается в специальных условиях для получения образования, он может не являться обучающимся с особыми образовательными потребностями и иметь право получать реабилитационные услуги в сферах здравоохранения или социальной защиты. При этом один и тот же учащийся может иметь одновременно статусы инвалида и лица с особыми образовательными потребностями.  

Для того чтобы ребёнку-инвалиду обеспечить специальные условия для получения качественного доступного образования с учётом его особых образовательных потребностей, ему нужно пройти комплексное обследование комиссии (ПМПК), которая выдаст соответствующее заключение.  

В связи с данными обстоятельствами представленный для обсуждения документ предлагает новую редакцию определения категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с которой ребёнок-инвалид приравнивается по правовому статусу к лицу с особыми образовательными потребностями в случае подтверждения заключением ПМПК наличия нарушений, препятствующих получению образования без создания спецусловий.   

Кроме того, в проекте закона предлагается заменить определение категории «обучающиеся с умственной отсталостью» на «обучающиеся с нарушениями интеллекта», а «обучающиеся со сложными дефектами» на «обучающиеся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития».

В случае утверждения данного проекта федеральный закон вступит в силу с 1 сентября текущего года.